пятница, 2 июля 2010 г.

Майкл Джексон - год без короля поп-музыки

Год назад умер Майкл Джексон, и это трагическое событие положило начало мощной волне «джексономании». «Труд» подсчитал, кто больше всех заработал на смерти короля поп-музыки.

Внезапная смерть застала Джексона почти банкротом. Король поп-музыки, автор самой продаваемой в мире пластинки «Thriller», миллионер-эксцентрик оставил после себя долг более чем в полмиллиарда долларов. Чтобы заработать денег на погашение долгов, был задуман прощальный тур, первой частью которого должны были стать 50 концертов в лондонском зале О2. Готовясь к туру, Джексон вряд ли мог предположить, что за год с конца июня 2009-го по июнь 2010-го он заработает не меньше 1 млрд. долларов. Правда, самого его уже не будет в живых.

В США в первый месяц после смерти певца его «тяжелые» радио- и телеротации возросли десятикратно. По оценкам самого авторитетного американского издания, посвященного вопросам шоу-бизнеса, журнала Billboard, за год, прошедший со дня смерти, собрана сумма, вдвое покрывающая размеры долга. Часть долга уже уплачена, остальная сумма будет погашена до конца года.

Эксплуатация звездного имени Джексона не закончилась. На подходе интерактивная видеоигра компании Unisoft, основанная на жизни и концертах Джексона, а также серия проектов цирка Cirques du Soleil — биографические постановки, телешоу, постоянное шоу в Лас-Вегасе и прочее. А Sony Music Entertainment заключила с наследниками Джексона впечатляющий контракт на право распространения песен артиста. Будет, в частности, выпущена серия из 10 пластинок, куда войдут непубликовавшиеся сочинения Джексона. Первый альбом серии запланирован на осень 2010-го, последний — на конец 2017-го.

Но не только наследники Джексона и крупные фирмы зарабатывают на имени звезды. Простым предпринимателям тоже хочется приобщиться к легенде. Так, в продаже появляются свечи «Святой Майкл Джексон» со специальной молитвой, освежитель воздуха «Майкл Джексон» или женские трусики с надписью «День, когда умерла музыка», портретом Короля и датами его жизни и смерти. А тем, кому придутся по вкусу наушники Thriller в виде маленького кладбища на голове, наверное, будет приятно иметь у себя дома и пластиковую копию руки поп-звезды.

Говоря о Джексоне, невозможно избежать параллелей с еще одним Королем. Элвис Пресли скончался в 1977 году в возрасте 42 лет, и на его посмертной славе выросла могучая индустрия. Юрист Джон Бранка, представляющий интересы Michael Jackson’s Family Trust, прямо говорит: «Интерес к Элвису сохраняется до сего дня. И я думаю, что интерес к Майклу будет также непреходящим. Наша работа состоит в том, чтобы открыть Майкла новым поколениям».

После смерти Джексона едко-ироничный тон, типичный для многих прижизненных публикаций о певце, сменился на элегический. Число поклонников Короля продолжает увеличиваться. В дальнейшем Майкл Джексон наверняка будет все сильнее трансформироваться в образ сказочной, идеальной поп-звезды. Неизданного музыкального материала уже сейчас хватает на 10 альбомов, и вряд ли Sony реализует его за семь лет. Скорее всего, они растянут публикацию на куда более долгий срок, а со временем к этому добавятся новые аудио- и видеонаходки, мемуары, биографии, байопики, мультфильмы, комиксы. У бизнеса на имени Майкла Джексона большие перспективы.

Кто крупно заработал на смерти Джексона
Michael Jackson’s Family Trust — 40% принадлежит матери Джексона Кэтрин, 40% — детям певца Принс, Пэрис и Блэнкет, 20% выделено на благотворительные нужды

Sony Music Entertainment — компания, обладающая правами на распространение песен артиста.

AEG Live — компания, занимавшаяся несостоявшимся туром певца. Выгодно продала рабочие съемки репетиций.

Sony Pictures — обладатель прав на документальный фильм «Michael Jackson’s This Is It».

Кенни Ортега — режиссер документального фильма «Michael Jackson’s This Is It».

Джон Бранка и Джон Макклейн — юристы, представляющие интересы Michael Jackson’s Family Trust

МНЕНИЯ

Илья Бачурин, генеральный директор компании «Главкино», главный редактор телеканала «Музыка Первого»

«Вес имени у Джексона все-таки меньше, чем у Пресли»

— Мне кажется, прижизненной популярности Майкла Джексона в России мешал его имидж, не вполне совпадающий со стереотипами мегазвезд шоу-бизнеса. Если ты был готов признаться, что слушаешь Джексона, это значило, что ты конченый фрик. Т. е. он практически ушел в забвение. Спроси я большинство моих друзей за неделю до его смерти — как относишься к Джексону, ответили бы: да как к вареной морковке. Но вдруг он умер, вся шелуха скандалов вокруг него перестала быть существенной, и происходит колоссальный взрыв интереса, выясняется, что все его любили. Интерес этот подогрел фильм «Вот и все», очень теплый и талантливый. Но этот пик был, к сожалению недолгим — месяц или чуть подольше, когда ротации Джексона в эфире действительно подскочили. Даже не то что подскочили — на большинстве радиостанций его в принципе никто особенно и не играл, за исключением танцевальных ремиксов на радио «Динамит» и «Энергия», ну, может, еще «Радио семь» и «Радио Ретро». А тут заиграли все, чуть ли не даже роковое «Радио Максимум» нашло подходящие по формату версии. Потом этот пик безусловно стал спадать, но все же не до нуля — сейчас он на стабильном уровне, который, на мой взгляд, существенно выше, чем тот, который был при жизни. Тренд, заключающийся в том, что Джексон — хороший, подходящий для ротации исполнитель, какое-то время еще поживет.

По артистическому масштабу Джексона вполне можно сравнить с Элвисом Пресли. Но Майкл родился в другую эпоху. Эпоха Пресли дала в лучшем случае несколько десятков артистов, эпоха Джексона — уже несколько сотен. Значительно богаче стала сама музыкальная палитра. В момент его величия как раз зарождалась мощная электронная музыка, множились сегменты рок-музыки. Все это уменьшает внимание к одному отдельно взятому Майклу Джексону. На Пресли было сфокусировано внимание всего мира, он был революционером, трендсеттером, легендой. Таким и остался, застолбив огромную нишу. Что касается Джексона, он стал королем поп-музыки, но в этот же момент в силе была Мадонна, из Британии наступала нью-вейв… Думаю, статус поп-короля у Джексона уже никто не отнимет, но сам вес имени Джексон меньше, чем Пресли. И в дальнейшем могут появляться «короли» каких-то новых направлений музыки, но вес их будет еще сильнее уменьшаться. При расширении медийной поляны, развитии интернета и других способов доставки контента звезды мельчают, это неизбежный процесс.

Михаил Иконников, музыкальный директор радио «Маяк»

«У нас на Джексона уже год как создана специальная папка»

— Никаких серьезных долговременных изменений в нашем вещании в связи со смертью Джексона, насколько помню, не произошло. Не забывайте, мы прежде всего ток-радио, а уж потом музыкальное, у нас шесть песен в час, а не 14, как у них. Естественно, 25 июня 2009 года была создана оперативная папка, в которой разместились многочисленные песни Джексона, чтобы ведущие имели возможность к ним обращаться. И так как наши ведущие поддерживают диалог со слушателями, а тех интересовал Джексон, то эти песни могли звучать в эфире в достаточно большом количестве на протяжении нескольких дней, пока не появилась новая яркая событийная тема. Особенно много ротировалась песня «This Is It», одноименная с последним альбомом певца, что понятно в том трагическом контексте. Заявки на Джексона часто поступали в программу «Час свиданий», которую ведут Тутта Ларсен и Владимир Аверин. На днях ожидаю новой волны заявок. Поэтому папка Джексона существует и сегодня. Но чтобы в течение года Джексон держался на каком-то особенно высоком уровне ротируемости — я бы так не сказал.

Был еще момент, когда появился на экранах фильм «This Is It», тоже произошел всплеск интереса. Эти всплески будут возникать и дальше, вы же понимаете — неизвестно, чем кончится разбирательство со смертью Джексона, это будет тянуться бесконечно, а Майкл был и останется кумиром. И песни никуда не денутся — все эти «Beat It», «Billy Jean» всегда будут в эфирах. Как и лучшие альбомы, сделанные с продюсером Куинси Джонсом, — «Off the Wall», «Bad» и особенно «Thriller» — останутся навсегда эталоном поп-музыки. Не зря «Thriller» сколько лет уже лидирует среди самых продаваемых пластинок, думаю, вряд ли он уйдет с этой позиции.

Владимир Иваненко, генеральный продюсер Ретро FM

«В России на смерть Джексона отреагировали гораздо спокойнее»

— Год назад все писали о том, что после своей смерти Майкл Джексон стал зарабатывать гораздо больше, чем при жизни, так называемый «эффект Джексона». Продажи альбомов выросли в 40 раз, многолетние залежи дисков были раскуплены за неделю дни, хиты снова взлетели на вершины. Правда, все это произошло в США, Великобритании, Европе, Японии — не у нас. Российская публика и российский шоу-бизнес отреагировали гораздо спокойнее, ведь для нас Джексон всегда был символом чуждого массовой аудитории американского попа, явлением в большей степени культурным, чем музыкальным. Его хиты так и не стали народными, в отличие от почти родных каждому россиянину Abba, Bonney M и Modern Talking. Ротации песен Джексона на радиостанциях, конечно, увеличились — это был нормальный ответ на повышение спроса. Например, в плей-листе «Ретро FM», а это все-таки главный плацдарм музыки 80-90х в стране, в течение многих лет была всего одна песня Майкла Джексона — «Billy Jean». При этом ничего личного — все песни для эфира выбирают слушатели. В июле 2009-го количество песен увеличилось до 6, и они звучат до сих пор. Прошлой осенью, следуя всплеску джексономании, мы поддержали показ фильма «This Is It» в России, а на нашем фестивале «Легенды Ретро FM» воссоздали хореографию и костюмы знаменитого видеоклипа «Thriller» с помощью 50 участников московского фан-клуба Джексона. И это имело большой эффект. А вот попытки организовать в России «концерты памяти» и на них подзаработать в основном провалились. То же самое произошло с двумя или тремя шоу двойников, которые бесстрашно поехали в большие залы в обеих столицах в надежде на подогретую «посмертным» пиаром публику. Ничего не вышло. Вид Джексона (а некоторые двойники были очень похожи), прыгающего по сцене спустя месяц после кончины, вызывал жутковатые ощущения, хотелось перекреститься. Народ на эти шоу не пошел. Тем не менее спустя год «тренд Джексона» в России все еще активен. Песни крутятся в эфире, музыкальные фестивали продолжают «отмечаться» на этой благодарной теме — вспомним недавнюю премию «МузТВ», где была попытка вызвать призрак Джексона с помощью видеопроекции на дымовой занавес и где Ла Тойя, сестра Майкла, зажигательно спела вместе с российскими звездами «Earth Song». А у нас совсем скоро, в годовщину, по просьбам трудящихся, состоится большая «Джексон-вечеринка Ретро FM» для московских поклонников. Что будет дальше? Очевидно, что место «короля поп-музыки» долго останется вакантным, весь мир продолжает осознавать масштаб этой фигуры и этой потери. Майкл Джексон займет почетное место в музыкальном пантеоне — наверное где-то рядом с Элвисом. Он был звездой, а теперь стал легендой, все логично.

Алена Шенди, президент московского фан-клуба Майкла Джексона «Рок-он»

«В Москве у музея Шаляпина возникла стена плача по Майклу»

— Мне кажется, даже смерть Элвиса Пресли не была таким шоком для мира, потому что тогда в это не были вовлечены Россия, восточные страны. В одной только Москве за этот год появилось несколько фан-клубов Майкла Джексона. У каждого свой профиль. Куда-то люди просто приходят, чтобы поговорить, послушать записи. В нашем фан-клубе люди борются со стрессом, связанным со смертью Майкла, с помощью танца. На собрания приходят до 1200 человек, из которых 800 участвуют в танце, как было в октябре в яхт-клубе «Адмирал». К сожалению, своего помещения у нас нет, приходится арендовать. Всего в Москве до 2000 активных фанатов всех возрастов. К нам, например, ходит пятилетняя Сонечка, которая прекрасно танцует «Dangerous». А через нее танцем увлеклась и ее мама. Еще наши фанаты переписываются с родственниками Майкла. Договариваются со своими американскими друзьями, посылают им деньги, чтобы на могиле Майкла всегда были свежие подсолнухи, которые он очень любил.

25 июня в торговом комплексе «Европейский» состоится флэшмоб, придут по несколько человек от каждого фан-клуба. Перед кинотеатром «Космос» фанаты будут танцевать. Я надеюсь, люди соберутся по максимуму, но надо понимать — день рабочий, особенно много народу не привлечешь. Думаю, человек 300 будет.
А с семи вечера пройдет флэшмоб на тему «миллион свечей для Майкла», фанаты придут к музея Шаляпина. Так получилось, что сперва мы собирались у американского посольства, но там свой режим и все время устраивать акции нельзя. Мы обращались с петициями в московское правительство, чтобы нам выделили место, и нас попросили передвинуться к Дому-музею Шаляпина, там теперь вроде постоянной стены плача по Майклу. А в момент смерти Майкла, по московскому времени это 1.26 ночи на 26 июня, у кинотеатра «Космос» состоится минута молчания.

Михаил Файнштейн, продюсер, кинорежиссер, журналист (Лос-Анджелес)

«Спрос на Джексона поутих»

— Я живу в Голливуде. Никакого ажиотажа, связанного с годовщиной смерти Джексона, здесь нет. Память о печальном событии в сердцах лос-анджелесцев перекрыло событие радостное — местная команда «Лос-Анджелес Лейкерс» выиграла чемпионат Национальной баскетбольной ассоциации. И так как весь Голливуд обожает баскетбол, тут прошел большой парад, перекрывали весь центр города. О Джексоне упоминают в основном в связи с новостью, что он «заработал» после смерти миллиард. Других поводов, чтобы чем-то «грохнуть», у прессы не появилось… А вот год назад, когда он умер, страна и город жили только этим. Даже люди, которых при жизни его творчество никак не трогало. Из каждой машины доносилась его музыка. В день похорон в «Стейпл-центр», где проходила траурная церемония и прощальный концерт, ехала словно вся Америка. Я такого никогда не видел — в любой точке города, где бы ты ни находился, над тобой кружились не меньше пяти вертолетов. Будто военные действия начались. Вокруг «Стейпл-центра» — настоящий рынок: немыслимое количество футболок с портретом Майкла, наспех сделанных за ночь плакатов и календарей… К сожалению, таков мир, где мы живем. Когда все чувствовали, что на Джексона есть спрос, то ковали железо не отходя от кассы. А сейчас спрос поутих.

Цифры
В мире
1 млрд. долларов заработал Майкл Джексон после смерти

34 млн. дисков Джексона продано после его смерти, в том числе 9 млн. в США и 25 млн. за пределами страны

27 млн. легальных скачиваний песен из интернета зарегистрировано за этот год

4,5 млн. рингтонов с песнями Джексона скачано из интернета

В России
63 млн. рублей собрал в прокате фильм «This Is It»

222 копии ленты демонстрировались в кинотеатрах

340 тысяч билетов было продано на киносеансы

60 тысяч экземпляров фильма продано на DVD по цене 450 рублей

Более 30 тысяч проданный тираж альбома «Number Ones» (трижды золотой статус)

Более 20 тысяч проданный тираж альбома «King Оf Pop» (платиновый статус)

Более 10 тысяч проданный тираж альбома «HIStory» (золотой статус)

Более 10 тысяч проданный тираж альбома «Thriller» (золотой статус)

Майкла Джексона убили?
Версия убийства поп-короля получает все новые подтверждения. «Труд» знакомит читателей с самыми свежими из них.

Старшая сестра Майкла Джексона Ла Тойя в интервью британскому таблоиду Mail On Sunday заявила, что ее брат умер насильственной смертью.

— Майкла окружали нехорошие люди, которые пользовались тем, что он был тихим, мягким человеком, — сказала она.

По ее мнению, Майкла специально накачивали лекарствами, которые вызывали зависимость. Ла Тойя указала на полученные два дня назад результаты частной экспертизы: на шее певца найдены четыре шрама. Она убеждена, что за Джексоном охотилась целая группа заговорщиков.

— Майкл Джексон стоил гораздо больше миллиарда долларов, — продолжила Ла Тойя. — А когда кто-либо стоит так много, вокруг него всегда будут находиться корыстные люди.

Комментариев нет: