понедельник, 7 декабря 2009 г.

Исторические и экономические характеристики эпохи становления социологии.

Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе на рубеже 18 - 19 веков, в эпоху свершения социальных революций, становления и развития промышленного производства, формирования национальной государственности и гражданского общества. Колоссальные изменения, происходящие в это время в общественном устройстве и образе жизни людей, свидетельствовали о наступлении новой эпохи, эпохи социоцентризма, вместе с которой установились капиталистические отношения и начала развиваться новая классовая структура, появлялось общество современного (модерного) типа, совершенно не вписывающееся в традиционные социально-философские построения. Становилась очевидной необходимость общей реформы учения об обществе и поиска новых методов изучения общественной жизни.
Главным источником социологии по праву считается французская философия эпохи Просвещения, отличительной чертой которой было присутствие компонента реформаторства и свободы. Именно поэтому Франция, пережившая первую в мире буржуазную революцию, стала тем государством, в котором и родилась тенденция решать назревающие социальные проблемы и конфликты путём рационального регулирования, основой которого явилась наука.
Итак, официально датой рождения социологии принято считать середину 19 века. Только к этому времени завершилось формирование теоретико-методологических предпосылок, обеспечивающих необходимый уровень научного анализа, хотя корнями своими социологическая мысль уходит в глубокую древность. Обращаясь к истории формирования социологии как науки, необходимо отметить, что в своем развитии она прошла три основных этапа:
- донаучный (3 тыс. до н.э.-18 в н.э.),
- классический,
- современный.
Самые первые в истории европейской мысли социологические теории возникли еще на заре духовного развития человечества, когда люди только начали осознавать свою включенность в группу и зависимость от отношений и поведения других. На этом этапе социология развивалась как одно из направлений философии, в которой первоначально и были поставлены вопросы о том, что такое человек, общество и государство. Данный период, скорее, является предысторией науки, поскольку представляет собой длительный процесс формирования прежде всего онтологических предпосылок социологического знания - представлений о социальном порядке и характере общественного устройства, путях и принципах, на которых строится здание человеческого общежития.
Авторами первых социологических теорий считаются древнегреческие философы Платон и Аристотель. Именно они стали основоположниками двух самых первых традиций в понимании природы, возникновения и развития общества, пока ещё отождествляемого с государством.
Так, уже Платон начал развивать идеи организованного миропорядка, изучая законы, которым должны подчиняться государства и индивиды. Он считал, что общество - это некое искусственное образование, а человек-существо по природе и изначально антисоциальное и эгоистическое, естественное его состояние - внеобщественное и дообщественное, само же общество стало своего рода искусственным механизмом, сконструированным самими людьми для блага отдельного индивида.
По мнению Арисотеля, общество представляет собой естественное образование, человек - существо социальное (поскольку обладает даром речи) и альтруистическое (вне общества он существовать не может, подобно пчеле или муравью). Дообщественной стадии в формировании человека просто не существует, поэтому государство, основанное на политической власти и юридических нормах и объединяющее определенное население на определенной территории, представляет собой лишь продолжение, развитие и укрепление социального по природе состояния человека, важнейшим условием существования которого также выступал социальный порядок, организация которого есть задача не человека, а некоего абстрактного существа, сверхразума.
Таким образом, уже на раннем этапе развития людей стали интересовать принципы и законы, по которым развиваются пока ещё простые человеческие сообщества. Организация же и воспроизводство все более сложных общественных форм (от племени до государства) требовала как-то обобщать и функционализировать представления и знания о них. Однако все эти знания долгое время носили умозрительный характер, являясь частью философии.
И прошло немало времени, прежде чем социологическая мысль смогла перейти на новый уровень своего развития, именуемого научным этапом. Предвестниками его стали мыслители Нового времени, стремившиеся как можно более полно преодолеть теологические и метафизические мотивы в объяснении природы общества и социальных явлений. В этом плане значительных успехов достигли английские материалисты, прежде всего, Т.Гоббс(1588-1679) и Д.Локк(1632-1704), разработавшие первую антропоморфную модель гражданского общества.
Согласно Гоббсу, естественным состоянием людей до объединения в общество была война, и не просто война, а “война всех против всех”. Неправильно думать, будто человек от рождения стремится к сотруднечеству. Люди рождаются неспособными к общественной жизни, а приобретают склонность к ней в результате воспитания. При этом человек сам по себе представляет собой крайне эгоистическое существо, стремящееся лишь к почестям и богатству, а постоянное соперничество и конкуренция являются единственной формой взаимодействия. Но такое состояние не может быть благом для человека, поэтому люди, стремясь к самосохранению в силу естественной необходимости заинтересованы в прекращении взаимной вражды и установлении мира, который достигается “искусственным” путём - посредством заключения общественного договора. Именно на нём и основывается государство как олицетворение власти и справедливости, чьей основной задачей является защита каждого гражданина.
Идею общественного договора Т.Гоббса поддержал другой английский мыслитель Д.Локк, разработавший на её основе свою теорию гражданского общества.
По его мнению, возникновению государственности предшествовало состояние свободы и равенства, в котором люди пребывали до тех пор, пока не возникло общее согласие, позволяющее перейти к гражданскому состоянию с установленными законами, наличием властей и судебных учреждений, разреших возникающие конфликты. Для Локка естественное состояние- это низшая ступень человеческого общежития, не позволяющая в полной мере пользоваться преимуществами частного владения собственностью, что становится возможным лишь в государстве, где договорные отношения являются оптимальной моделью социального взаимодействия.
Возникнув в рамках английской философии, идея общественного договора быстро распространялась в европейской мысли 18 века, в которой стал преобладать взгляд на общество как на искусственное изобретение человеческого разума. Именно договор и договорные отношения выступали теперь в качестве гипатетического акта создания общества. Стало очевидным, что социальное и политическое устройство являются не священным порядком, как считалось раньше, а делом рук человеческих, поэтому и изменение их подвластно самому человеку.
Эти идеи реорганизации общества незамедлительно были подхвачены французскими материалистами, которые, собственно, и считаются отцами социологии. И во многом этому способствовала сама историческая ситуация, сложившаяся в стране к концу 18 - началу 19 века: развитие естествознания и техники, сочетающееся с кризисом традиционных идеологических систем и напряжёнными философскими исканиями, здесь вылилось в революционные методы изменения старого режима.

Комментариев нет: