понедельник, 7 декабря 2009 г.

Социальная сущность удовлетворенности трудом

Удовлетворенность трудом - это состояние сбалансированности требований (запросов), предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда, и субъективной оценки возможностей реализации этих запросов. Это оценочное отношение человека или группы людей к трудовой деятельности, различным ее аспектам, важнейший показатель адаптации работника на данном предприятии в данной трудовой организации. В социологии труда различают так называемую общую и частичную удовлетворенность трудом, где первая характеризует удовлетворенность в целом, а вторая - различными его аспектами и элементами производственной ситуации.
Существует целый ряд достаточно конкретных значений удовлетворенности трудом, отражающие ее роль, функции, последствия в социально-экономической жизни, в организации и управлении.
1. В результате изучения отношения людей к благополучию в быту, социально-экономической системе, социальному климату установлено, что работа и карьера имеют для них наибольшее значение наряду с личной жизнью, здоровьем, полноценным досугом. Одним словом, удовлетворенность трудом есть прежде всего социальная удовлетворенность, важнейший показатель качества жизни индивидов, групп, населения, нации.
2. Удовлетворенность трудом имеет функционально-производственную значимость. Она влияет на количественные и качественные результаты работы, срочность и точность выполнения заданий, обязательность в отношении других людей. Отношение к труду может основываться и на самооценке работником своих деловых качеств и показателей. При этом самоудовлетворенность и самонеудовлетворенность могут как положительно, так и отрицательно влиять на работу в зависимости от конкретного случая.
3. Забота работодателя об удовлетворенности людей их трудом определяет некоторые существенные типы управленческого поведения, трудовых отношений в целом. Работодатель часто скептически относится к производственно-экономическому эффекту всяких мероприятий по гуманизации труда и считает их финансирование нерациональным. Средства на эти цели обычно тратятся под давлением профсоюзов, правовых инстанций или масс (работников). Это происходит из-за недопонимания важности и значимости для производственной сферы такого показателя, как “удовлетворенность трудом”.
4. Удовлетворительные с точки зрения работника характер и условия труда - это важнейший фактор авторитета руководителя.
5. Удовлетворенность трудом часто является индикатором текучести кадров и необходимости соответствующих действий по ее предотвращению.
6. В зависимости от удовлетворенности трудом повышаются или понижаются требования и притязания работников, в том числе в отношении вознаграждения за работу.
7. Удовлетворенность трудом является универсальным критерием объяснения, интерпретации самых разных поступков отдельных работников и трудовых групп. Она определяет стиль, способ, манеру общения администрации с работниками.
Удовлетворенность трудом иногда рассматривается как интегральная характеристика, суммирующая самооценку удовлетворенности частными аспектами трудовой ситуации. Факторы, влияющие на нее, многообразны: уровень запросов работника к содержанию и условиям труда, объективное состояние последних и адекватность их субъективной оценки, мера собственных усилий субъекта в достижении желаемых условий труда и возможность воздействовать на эти условия. Связь удовлетворенности трудом с результатами труда не всегда прямолинейна. Иногда она бывает даже противоречива. Работник может быть удовлетворен трудом, но иметь низкие эффективность и качество труда.
Обычно удовлетворенность трудом измеряют довольно разнообразным набором индикаторов. В рамках предприятия можно выделить следующие показатели:
Удовлетворительные Неудовлетворительные
1.Хорошие отношения с коллегами по работе 1.Плохие санитарно-гигиенические условия
2.Удобная сменность, ненормированный 2.Неравномерное обеспечение работой
рабочий день
3.Разнообразная работа 3.Физически тяжелая работа
4.Работа требует знаний, смекалки 4.Низкий заработок
5.Хорошая техника безопасности 5.Плохое оборудование
6.Высокий заработок 6.Работа не дает возможность повышать
квалификацию
7.Работа не вызывает физическое 7.Невнимательное отношение
переутомление администрации
8.Работа дает возможность повышать 8.Однообразная работа
квалификацию
9.Равномерное обеспечение работой 9.Неудобная сменность
10.Внимательноое отношение 10.Плохая организация труда
администрации
11.Популярность и важность выпускаемой 11.Не вызывает интереса характер
продукции производимой продукции
12.Современное оборудование 12.Работа не заставляет думать
13.Хорошая организация труда 13.Плохая техника безопасности
14.Хорошие санитарно-гигиенические условия 14.Плохие отношения с коллегами

Существует несколько принципов соотношения между общей и частичной удовлетворенностью трудом, которое необходимо учитывать при измерении удовлетворенности трудом:
- общая удовлетворенность возникает в результате значительного перевеса сумм положительных или отрицательных факторов друг над другом;
- один из положительных или отрицательных факторов оказывается настолько значительным, что определяет общую удовлетворенность;
- возникает относительное равновесие между положительными и отрицательными факторами, и общая неудовлетворенность оказывается неопределенной.
Удовлетворенность трудом зависит от многих факторов. Они формируют оценочное отношение работников к их трудовой деятельности или существенно влияют на него. Среди них: объективные характеристики трудовой деятельности, субъективные особенности восприятия и переживания, квалификация и образование работника, стаж трудовой деятельности, этапы трудового цикла, информированность, особенная материальная или моральная мотивация труда, административный режим, официальное и публичное внимание к проблемам труда, общественное мнение.
Практически все перечисленные факторы являются управляемыми и существуют реальные социальные технологии, позволяющие регулировать удовлетворенность трудом.
Так, например, исследования, проводимые в рамках российского мониторинга экономического положения и здоровья населения выявили глубокий кризис, о котором свидетельствует низкий уровень удовлетворенности трудом. Только 45.1% работающего населения удовлетворены работой в целом, из них всего лишь 8.9% - полностью. У большей части работающих реальные результаты труда в той или иной степени не соотносятся с их ожиданиями, не приносят ощущения достигнутого успеха. Невысоки и показатели удовлетворенности различными сторонами своей профессиональной деятельности. Только каждого пятого устраивает оплата труда, в том числе 3.8% полностью. Только 28.8% удовлетворены возможностями профессионального роста (4.7% - полностью). Доля лиц, которых устраивают условия труда, составляет 41.8%, и лишь 7.8% удовлетворены ими полностью.
В ситуации резкого снижения стабильности и ослабления позиций профессиональных организаций, роста зависимости персонала от администрации работники оказываются беззащитными и все чаще вынуждены мириться с неудовлетворяющими их условиями труда и самой трудовой деятельностью. В попытках приспособиться к изменившимся условиям многие видят единственную возможность сохранить работу. Индивидуальное приспособление к этим обстоятельствам превращается в суровую необходимость, обусловленную снижением способности защитить свои права законными средствами. Важными аспектами труда становятся, с одной стороны, усиление ориентации работников на индивидуальные усилия, а с другой - снижение уровня требований и ожиданий, активизация приспособленческого начала в сознании.
Одним из свидетельств широкого распространения пассивного приспособленчества, нетождественного активной адаптации, является наличие большого количества работников, опасающихся потерять свою работу среди лиц, которых она не устраивает. Причем в октябре 2004 г. их доля оказалась больше, чем среди работников, полностью или частично удовлетворенных своей работой (55.9% против 49.5%). Боязнь потерять работу в наибольшей степени характерна для тех, кто не удовлетворен возможностями профессионального роста и условиями труда, выполняет главным образом исполнительские функции.
Неудовлетворенность трудом, как правило, становится фактором роста недовольства своим социальным положением и ухудшения социального самочувствия человека. Лица, не довольные своей работой и важнейшими ее сторонами, зачастую в такой же мере недовольны материальным положением и тем местом, которое они занимают в социальной иерархии, и наоборот, удовлетворенность работой очень часто совпадает с удовлетворенностью своим социальным положением.
Интересные исследования были проведены в республике Татарстан в 1997-2002 гг. Целью данных исследований было изучение ценностей в сфере труда. В опросах участвовали работники частных, акционерных, государственных предприятий. В результате оказалось, что ведущими ценностями в сфере труда большинство респондентов назвало заработок (66.9%), обеспечение достатка в семье (43.9%), интересную работу (41.3%). Второстепенны возможность получения жилья (17.5%), удобное время работы, большой отпуск (13.2%). Ценностные ориентации, связанные с содержательными аспектами труда, еще менее значимы: возможность самореализации и самостоятельность в труде набрали по 8.3%, общение и соответствие работы способностям - по 7.4 и 6.9%, возможность продвижения по службе и соответствие работы специальности - 6.9 и 5.2% соответственно.
Иерархия ценностей труда имеет существенные отличия в зависимости от возраста работника. Для молодежи особенно привлекательны хорошие заработки, интересная работа, обеспечение достатка, возможности получения жилья и других благ, их больше интересуют возможности самореализации, продвижения по службе, повышения квалификации, общения. Притязания людей среднего возраста более приземлены: заработок, достаток, интерес к работе, удобное время работы, величина отпуска. Среди ценностей, присущи пожилым, назывались заработок, интересная работа и общение. Соответственно и на удовлетворенность трудом среди молодежи влияет прежде всего увеличение заработной платы, улучшение условий труда и перспективы должностного роста, у людей среднего возраста - премии.
Кроме того, исследования показали, что работники всех возрастов стремятся к тому, чтобы их работа в реальности соответствовала их установкам. Наибольшего совпадения добивается молодежь - до 70%. С возрастом степень соответствия снижается, что свидетельствует об ограничении возможностей или росте требований людей. При этом нынешняя работа удовлетворяет в основном около половины молодых респондентов, 60% людей среднего возраста и 40% пожилых.
В целом отношение к труду характеризует определенные качества человека, которые реализуются через проявление его физических и духовных сил. Основными его компонентами являются трудовые мотивы и установки работников, трудовая активность и их внутренние состояния, вызываемые выполняемой работой. Изучение данной проблемы позволяет выделять объективные и субъективные факторы, формирующие отношение к труду и удовлетворенность им. Удовлетворенность, в свою очередь, рассматривается как состояние сбалансированности требований, предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда, которое можно измерять, регулировать и которым возможно и необходимо управлять. Средством и методом управления удовлетворенности трудом, прямо или косвенно влияющим на данный процесс, является стимулирование трудовой деятельности.

Комментариев нет: